+7 (908) 781-67-64
+7 (4722) 407-285
г.Белгород, ул.Железнодорожная, 133
г.Белгород, ул.Королева, 2а
hist

История

Подготовка к ЕГЭ по истории

В связи с принципиальными изменениями структуры и содержания единого государственного экзамена по истории 2016 г., на наш взгляд, вытекают следующие проблемы подготовки к нему выпускников средней школы:

1) изучение и запоминание дат и фактов по отечественной истории;

2) изучение терминов по отечественной истории;

3) анализ текстов;

4) анализ исторических карт;

5) изучение информации по истории русской культуры и анализ иллюстративного материала;

6) анализ исторических фактов, процессов и явлений;

7) анализ различных точек зрения;

8) написание исторического сочинения.

Как происходит подготовка к ЕГЭ по истории

Рассмотрим перечисленные проблемы с точки зрения их содержания и изложим собственное видение их решения на занятиях в условиях репетиторского центра.

1. О важности знания дат и фактов по отечественной истории свидетельствует наличие шести заданий из двадцати части 1 (задания 1,2,5,8,9,11), выполнение которых требует знания именного этого вида исторической информации. Кроме того, практически во всех остальных заданиях содержатся вопросы, касающиеся временного аспекта рассматриваемых событий и процессов.

Методика изучения и запоминания дат многообразна. Интересующиеся могут обратиться к бесчисленным источникам из области педагогики и психологии. На занятиях курсов подготовки к ЕГЭ по истории в Белгороде, задания, предназначенные для запоминания дат и фактов, выполняются после прослушивания учениками отдельной лекции. Также после изучения каждого раздела курса отечественной истории ученики выполняют тест, содержащий задания на знания дат и фактов в соответствии с демонстрационной версий экзамена 2016 г.

2. На первый взгляд изучению терминов на экзамене по истории уделяется немного внимания (два задания в части 1). Однако терминологический аспект присутствует во многих заданиях как первой, так и второй частей экзамена.

В мире информации существует огромной количество словарей терминов по истории России. Мы также предлагаем свой вариант такого словаря, где термины классифицируются в соответствии с изучаемыми разделами курса и в алфавитном порядке, что значительно облегчает поиск нужного термина.

3. Анализ текстов представляется нам одним из уязвимых мест исторического сознания школьников. Этому виду задания по понятным причинам на классных занятиях в средней школе уделяется очень мало времени (или не уделяется вовсе). Между тем задания экзамена, посвященные текстологическому разбору исторического материала, не только многочисленны (6, 10,12, 20 – 22), но и позволяют получить значительное количество баллов в случае их успешного выполнения (задания 6 и 12 оцениваются в 2 балла, общее максимальное количество баллов за задания 20 – 22 составляет 6).

Курсы подготовки к ЕГЭ по истории в Белгороде

Указанные задания нередко содержат тексты, представляющие собой оригинальные источники (отрывки из летописей, официальных документов, воспоминаний и мемуаров), что создает дополнительные трудности для школьников.

Залогом успешного выполнения заданий на анализ исторических текстов является прежде всего прочное и систематическое знание по истории, позволяющее экзаменующимся свободно ориентироваться в предлагаемых материалах.

Прежде чем написать на бланке ЕГЭ по истории ответы на задания, связанные с анализом текстов, необходимо точно определить – о каком периоде (событии) отечественной истории идет речь в документе. Далее следует уточнить – на какой аспект этого периода (события) ориентирует данное задание. Здесь вполне возможно возникновение ассоциации по различным признакам (именам и фамилиям исторических лиц, датам, выразительным подробностям, образам и т. п.). Наконец, можно использовать метод исключения вариантов ответа, которые кажутся неправильными (особенно он уместен при выполнении задания 12).

Конечно, задания 20 – 22 требуют продолжительного времени на выполнение. Еще более оно продолжительно для подготовки к ним. Их особенностью является то, что текст представляет собой не столько источник, сколько основание (скорее, повод) для поставленных вопросов. Из самого текста экзаменующийся не извлечет информации для ответов. Она должна содержаться в сознании школьника, целенаправленно готовившегося к экзамену. Именно в заданиях 20 – 22 наиболее часто содержатся вопросы об основных направлениях внутренней и внешней политики власти, их результатах и последствиях.

Это говорит о важности системного подхода изучения каждой темы курса, что и делается на наших занятиях. Акцент на знание плана темы, ее представление в таблицах и графиках, использование карт, иллюстративного и видеоматериалов – все это составляет значительную часть содержания уроков.

4. Рекомендации по выполнению заданий 20 – 22 в полной мере относятся к специальным заданиям (13 –16), посвященным знанию и анализу исторических карт. Действительно, без уверенности о том, какое именно событие представлено на карте, очень трудно ответить на вопросы, его детализирующие. Для успешного выполнения заданий 14 – 16 необходимы практически все виды знания по отечественной истории – от дат и фактов до представления о ее важнейших периодах.

Дополнительную трудность этого вида задания создает качество изображений карт на бланках ЕГЭ по истории. Их черно-белый цвет и недостаточно крупный масштаб не всегда позволяют с уверенностью определить представленное событие. Поэтому изучать карты на занятиях следует не только с помощью атласов и интернетовских слайдов, но и изданных типовых тестовых заданий, где изображения карт адекватно экзаменационному.

В заданиях курса подготовки к ЕГЭ по истории на анализ исторических карт в определенной мере проявляется систематический подход подготовки к экзамену. Если на занятиях уделять повышенное внимание изучению карты (вплоть до визуального запоминания изображения), многих ее деталей (названия городов, условных знаков, дат и т.п.), связывать события, представленные на карте, с важнейшими современными им общественными процессами, то информация на карте из препятствия для экзаменующегося превратится в помощника-индикатора, не позволяющего допускать ошибки.

5. Вопросы по истории русской культуры также вызывают трудности у учащихся. Задания этой части требуют установления соответствия (17), множественного выбора (18), выбора изображения из нескольких(19).

На наших занятиях мы уделяем повышенное внимание вопросам истории русской культуры. Лекции содержат материалы об основных этапах развития русской литературы, архитектуры, изобразительного искусства, музыки, образования и науки, а также хозяйственного и бытового уклада. Используются необходимые иллюстрации памятников русского искусства, знание изображений которых необходимо для выполнения указанных заданий.

Подобно историческим картам изображения памятников искусства на бланках заданий ЕГЭ черно-белого цвета, что заставляет нас использовать материалы упомянутых ранее типовых заданий по истории.

6. Анализ исторических фактов, процессов и явлений – один из видов развернутого ответа, требующий проявления не только систематических знаний, но и соответствующих компетенций – логического мышления, выявления причинно-следственных связей, изложения суждений и умозаключений в письменной форме.

Развитию этих навыков и умений уделяется повышенное внимание на занятиях нашего центра. Чаще всего задания 23 составляют часть домашней работы ученика, чтобы он мог осмыслить конкретный вопрос и систематизировать привлеченный материал. Но основная работа осуществляется, конечно, на уроках. Содержание задания представляет собой ценнейшую дополнительную информацию к лекции, указывает направления ее изложения. Анализ исторических фактов именно на занятиях (в отличие от специального их рассмотрения как вида развернутого ответа) способствует их более прочному усвоению учениками.

7. Выражая собственное видения подготовки учащихся к ответам на задание 24, хотелось бы акцентировать внимание на начало его формулировки: «В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения». Повышенная сложность этого задания заключается в демонстрации не только знаний и компетенций, необходимых для анализа фактологической информации, но знаний в области историографии.

Проанализировав формулировки «спорных точек зрения, которые существуют в исторической науке», изложенные составителями контрольно-измерительных материалов за последние пять лет, мы пришли к весьма определенному выводу: требуемая от экзаменующихся система аргументации – в подтверждение и в опровержении того или иного положения – сводится к характеристике важнейших событий и процессов с методологических позиций либо консерватизма, либо либерализма.

Напомним основные положения державно-консервативного подхода в отечественной историографии:

– абсолютизация уникальности русской истории;

– отождествление интересов власти и общества;

– идеализация православия,

– отрицание общественного прогресса и суверенитета личности.

Либеральный подход в отечественной исторической науке основывается на оценке истории Запада как эталона во всемирной истории и представлении прошлого России в виде процесса чередовании прозападных реформ с реакционными и консервативными контрреформами и политической стагнацией.

Отсюда наша рекомендация при подготовке к ответам на вопросы задания 29: если в формулировке спорной точки зрения присутствует обоснование позиции властных структур, используйте аргументацию державно-консервативного подхода; если формулировка тезиса содержит критическую оценку действий власти и ее результатов, уместно прибегать к либеральной риторике.

Безусловно, наша рекомендация схематична и не учитывает всего многообразия формулировок заданий. Тем не менее универсальный подход к изучению историографического аспекта представляется нам наиболее эффективным. Формы подготовки к выполнению этого вида задания аналогичны тому, что предлагалось нами относительно задания на анализ исторических фактов, процессов и явлений (23).

8. Написание исторического сочинения – новый вид задания в структуре ЕГЭ по истории в 2016 году. Сочинение заменяет задание, в котором требовалось изложить основные факты из биографии (выбранного экзаменующимся из четырех вариантов) крупного деятеля всемирной и отечественной истории. Отныне перед сдающими экзамен иная задача – из трех предложенных вариантов (представленных в виде двойных дат) выбрать один в качестве темы сочинения, а затем изложить материал в соответствии с требованиями, сформулированными в самом задании:

– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

По нашему мнению, сочинение на тему о наиболее крупных периодах в отечественной истории предоставляет экзаменующимся больше возможностей, чем задание на знание биографии исторического деятеля. При написании сочинения нет жесткой связанности «событий, явлений и процессов» с тем или иным историческим персонажем (весьма вероятна ситуация, когда учащийся попросту не помнит фактов из его жизни). К тому же автор сочинения волен в определении его содержания. Например, тему, обозначенную хронологическими рамками 1917 – 1922 гг., можно представить как историю гражданской войны в России, но вполне допустимо и изложение процессов формирования советской государственности или истории раскола русской интеллигенции в отношении большевистского переворота и ее эмиграции.

В критериях оценивания работ по заключительному заданию ЕГЭ четко указаны направления изложения материала, которым должны следовать экзаменующиеся:

– указание событий (явлений, процессов);

– исторические личности и их роль в данный период истории России;

– причинно-следственные связи;

– историческая оценка событий.

Лучшая подготовка к ЕГЭ по истории

Как видим, сочинение – это квинтэссенция знаний школьника, которые ему предстоит продемонстрировать на экзамене по истории. Большое значение ему придают сами составители заданий: максимальный балл за написание исторического сочинения составляет 11. Поэтому нет необходимости обосновывать важность работы на наших занятиях при подготовке к заданию 25. Отметим, что написание сочинения предусмотрено после изучения материалов каждого раздела отечественной истории (IXXVI, XVII, XVII, XIX и XX вв.). Сочинение выполняется учеником в домашних условиях, но анализ текста проводится на занятиях с целью выявления недостатков и предоставления рекомендаций по улучшению уровня выполнения этого задания. Мы исходим из простой истины, что лучшее средство приобретения сочинительских навыков – сам процесс сочинительства.

Ресурсов для успешного выполнения любого вида деятельности у человека всегда довольно много. Важно правильно ими распорядиться, эффективно используя свои лучшие качества. Индивидуальный подход в методике преподавания, который преобладает на занятиях нашего репетиторского центра, направлен именно на достижение такого результата, который и станет надежным залогом успешного решения нашей общей задачи – сдачи ЕГЭ по истории с максимальным количеством баллов.

У нас также проводится подготовка по следующим направлениям: подготовка к ЕГЭ по английскому языку, подготовка к ЕГЭ по литературе, подготовка к ЕГЭ по биологии, подготовка к ЕГЭ по обществознанию.

Цены

Стоимость подготовки к ЕГЭ-2016  grup

4 человека

one

1 человек

half-star Один академический час 45 мин 250  ₽ 350  ₽
full-star Два академических часа 90 мин 500  ₽ 700  ₽

Программа подготовки

Народы и древнейшие государства на территории России
1.1 Восточнославянские племена и их соседи
1.2 Занятия, общественный строй, верования восточных славян

Русь в IX – начале XII в.
1.3 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
1.4 Категории населения. «Русская Правда»
1.5 Международные связи Древней Руси
1.6 Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции

Русские земли и княжества вXII – серединеXV в.
1.7 Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики
1.8 Монгольское завоевание. Образование монгольского государства. Русь и Орда. Экспансия с Запада
1.9 Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества
1.10 Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения
и категории населения. Русский город
1.11 Культурное развитие русских земель и княжеств

Российское государство во второй половине XV–XVII в.
1.12 Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Свержение ордынского ига
1.13 Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения
1.14 Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян
1.15 Расширение территории России вXVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война
1.16 Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление
светских элементов в русской культуреXVII в.
1.17 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
1.18 Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы
1.19 Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Юридическое оформление крепостного права
1.20 Церковный раскол
1.21 Социальные движения XVII в.

Россия вXVIII – серединеXIX в.
2.1 Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации
2.2 Северная война. Провозглашение Российской империи
2.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
2.4 Особенности экономики России вXVIII – первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота
2.5 Русское просвещение
2.6 Превращение России в мировую державу в XVIII в.
2.7 Культура народов России и ее связь с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX в.
2.8 Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в.
2.9 Отечественная война 1812 г.
2.10 Движение декабристов
2.11 Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм
2.12 Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и ее последствия для страны

Россия во второй половине XIX – начале ХХ в.
2.13 Реформы 1860–1870-х гг.
2.14 Политика контрреформ
2.15 Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Роль государства в экономической жизни страны
2.16 Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Реформы С.Ю. Витте
2.17 Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков
2.18 Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов
2.19 Русско-японская война
2.20 Духовная жизнь российского общества во второй поло-винеXIX – начале ХХ в. Критический реализм. Русский авангард. Развитие науки и системы образования
2.21 Революция 1905–1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения
2.22 Реформы П.А. Столыпина

Революция и Гражданская война в России
3.1 Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество
3.2 Революция 1917 г. Временное правительство и Советы
3.3 Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты советской власти. Учредительное собрание
3.4 Гражданская война и иностранная интервенция.Политические программы участвующих сторон. Политика
«военного коммунизма». Итоги Гражданской войны
3.5 Переход к новой экономической политике

СССР в 1922–1991 гг.
3.6 Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство
3.7 Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция СССР 1936 г.
3.8 Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация, коллективизация
3.9 Идеологические основы советского общества и культура в 1920–1930-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования
3.10 Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920–1930-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны
3.11 Причины, этапы Великой Отечественной войны
3.12 Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны
3.13 СССР в антигитлеровской коалиции
3.14 Итоги Великой Отечественной войны. Роль СССР во Второй мировой войне и решение вопросов о послевоенном устройстве мира
3.15 Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг.
3.16 Холодная война. Военно-политические союзы в после-военной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы
3.17 XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950–1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста
3.18 «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция СССР 1977 г.
3.19 Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и«гласность». Формирование многопартийности
3.20 СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. Политика «разрядки». «Новое политическое мышление». Распад мировой
социалистической системы
3.21 Особенности развития советской культуры в 1950– 1980-х гг.

Российская Федерация
3.22 Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г. Беловежские
соглашения 1991 г. и распад СССР
3.23 Политический кризис сентября-октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны– участницы Содружества Независимых Государств
3.24 Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия
3.25 Российская Федерация в 2000–2012 гг.: основные тенденции социально-экономического и общественно-политического развития страны на современном этапе.
В.В. Путин. Д.А. Медведев
3.26 Россия в мировых интеграционных процессах и формирующейся современной международно-правовой системе
3.27 Современная российская культура

Ариадна ①БЫСТРО②ЭФФЕКТИВНО③ДОСТУПНО