Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку
На сегодняшний день одним из главных этапов контроля знаний выпускников является аттестация по русскому языку. Особенность этой формы экзамена — использование типовых задач.
Занятия разделяются по форме на групповые и индивидуальные. Чаще всего выбирают групповые занятия, поскольку во время такого урока можно применить несколько видов взаимодействий, начиная от индивидуальной работы и заканчивая фронтальным методом.
Подготовка к ЕГЭ и ГИА по русскому поможет систематизировать багаж знаний ученика, отыскать пробелы и исправить ошибки, а также провести коррекцию разговорной и письменной речи выпускника.
Анализ экзаменационных работ по русскому языку и литературе позволил выявить типичные ошибки учащихся, с которыми помогают справиться наши преподаватели:
- Речевые ошибки
Ошибки, связанные с неверным или не с самым удачным употреблением слов или фразеологизмов, квалифицируются в школьной практике как речевые. Выпускники употребляют слова и фразеологизмы в несвойственном им значении или без должного учета стилистических или эмоционально-экспрессивных оттенков выражений: Люди, которые повязли в лени, много теряют.
Многочисленны примеры смешения паронимов, то есть однокоренных или сходно звучащих слов с различными значениями: Она всегда была человеком замкнутым, скрытым. Автор злостно обличает равнодушных людей.
Плеоназм – ошибка, состоящая в употреблении лишнего слова, она также часто встречается в сочинениях выпускников: Здесь раскрыта и затронута интересная проблема.
Экзаменуемые нередко нарушали привычную лексическую сочетаемость слов – в результате возникали речевые ошибки: Нервы и волнения переполнили автора.
Изучению фразеологизмов в школьной программе уделяется крайне мало времени – в результате учащиеся имеют весьма смутное представление о нормах употребления устойчивых сочетаний. Они плохо знают значение фразеологизмов, часто искажают их состав, воспринимая выражение буквально: Низкий поклон перед теми, кто воевал. - Стилистические ошибки
Большую часть речевых ошибок составляют ошибки, которые являются собственно стилистическими. Это анахронизмы, то есть ошибки вследствие смешения лексики разных исторических и социальных эпох: Когда-то Мармеладов имел работу, но потом его сократили.Собственно стилистическими являются и ошибки в результате смешения выражений разных стилей, немотивированное использование диалектных, просторечных выражений, что противоречит нормам литературного языка: Я маленько не согласна с точкой зрения автора. Все это поможет исправить подготовка по русскому языку к ЕГЭ и ОГЭ. - Грамматические ошибки
Грамматические ошибки вызваны нарушением норм словообразования (словообразовательные ошибки), формообразования (морфологические ошибки), норм синтаксической связи слов в словосочетаниях и предложениях, а также простых предложений в составе сложных (синтаксические ошибки). Словообразовательные ошибки – это результат словотворчества с нарушением норм: слова образуются по не существующим в литературном языке моделям:Взятничество – бич нашего времени. Оплошки героев. Известно, что Гумилев обсмеивал талант Ахматовой. Недочеты при образовании форм тех или иных частей речи также разнообразны и многочисленны: более худшего примера не привести.Среди синтаксических ошибок встречаются нарушения норм управления, норм согласования между сказуемым и подлежащим, неверный порядок слов в предложении, смешение прямой и косвенной речи, ошибки в построении сложного предложения: С отсталой страны Россия превратилась в великую державу. - Фактологические ошибки
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале также оценивается по особому критерию. Имеются в виду ошибки при пересказе содержания литературных произведений, путаница в датах исторических событий, в названиях произведений, именах героев, фамилиях их авторов, неточности при цитировании и т.д.: Книга очень много для меня значит, ведь еще Ленин сказал: «Век живи – век учись!» Солдаты, победившие фашизм, возвращались к мирной жизни и продолжали писать: «Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось!»
Непростым испытанием для выпускников стало так называемое «Декабрьское сочинение». Сочинение — форма самостоятельной письменной работы, которой необходимо овладеть, чётко понимая особенности этой формы, представляя требования, которые предъявляют к сочинению. Готовясь к сочинению, необходимо соблюдать следующие условия:
- Глубокое знание литературных текстов, предложенных программой. Без знания художественных текстов, особенностей творческого пути писателя, реалий эпохи, в которую создавалось произведение и которую оно отражало, верно, полно, логично раскрыть тему невозможно.
- В работе над сочинением, несомненно, пригодятся знания теоретико-литературных понятий, которые необходимо раскрыть и закрепить. Овладев этими теоретическими знаниями, мы сможем увереннее чувствовать себя в анализе и проблематики, и системы персонажей, и авторской позиции, и особенностей сюжетно-композиционного строя произведения.
Программа составлена на основе: «Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по русскому языку». В данном документе прописаны все темы которые необходимо знать выпускнику для сдачи ЕГЭ или ОГЭ. Курс подготовки, построен на изучении всего материала, необходимого для сдачи итогового экзамена.